Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):
- в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
- инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
- участники исследования выполняют задания на компьютере;
- все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
- исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
Нормативные документы
Федеральные документы
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (скачать)
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) (скачать)
Приказ Федеральной Службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях" (с изменениями и дополнениями) (скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» (скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838» (скачать)
Региональные документы
Приказ Министерства образования Саратовской области от 25 июля 2022 года №1122 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования» (скачать)
Муниципальные документы
Документы лицея
План мероприятий по формированию функциональной грамотности на 2023-2024 учебный год (скачать)
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников 5–9 классов с использованием открытого банка заданий
Банки заданий по функциональной грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности (скачать)
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы (скачать)
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности (скачать)
- Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания (скачать)
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности (скачать)
- Банк заданий по функциональной грамотности (скачать)
- Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» (скачать)
- Открытые задания PISA (скачать)
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ (скачать)
- Примеры тестовых заданий международного исследования PISA (скачать)
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Методические рекомендации СИПКРО для педагогов по формированию функциональной грамотности (скачать)
- Методические рекомендации для учителей и родителей (скачать)
- Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы (скачать)
- Рекомендации по формированию читательской грамотности (скачать)
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя (скачать)
- Функциональная грамотность для педагога (скачать)
Ф.И.О. должностного лица, ответственного за размещение на официальном сайте ОО материалов, связанных с формированием и оценкой функциональной грамотности учащихся: Андреева Олеся Викторовна, зам. директора по УВР.
Телефон должностного лица, ответственного за размещение на официальном сайте ОО материалов, связанных с формированием и оценкой функциональной грамотности учащихся: 8-(842-2)-26-23-80.