МОУ "ЛИЦЕЙ № 4"
г. Саратов
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.

    В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):

    • в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
    • инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
    • участники исследования выполняют задания на компьютере;
    • все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
    • исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.

    Нормативные документы

    Федеральные документы

    Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (скачать)

    Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) (скачать)

    Приказ Федеральной Службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях" (с изменениями и дополнениями) (скачать)

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» (скачать)

    Письмо Министерства просвещения РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838» (скачать)

    Приказ Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (скачать)

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (скачать)

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021№04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной-грамотности" (скачать)

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. №-219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО" (скачать)

    Региональные документы

    Приказ Министерства образования Саратовской области от 19 сентября 2023 года №1641 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2023-2024 учебный год» (скачать)

    Приказ Министерства образования Саратовской области от 25 июля 2022 года №1122 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования» (скачать)

    Муниципальные документы

    Приказ председателя комитета по образованию от 18.10.2023 №719 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования «Город Саратов» на 2023-2024 учебный год» (скачать)

    Документы лицея

    План мероприятий по формированию функциональной грамотности на 2023-2024 учебный год (скачать)

    Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников 5–9 классов с использованием открытого банка заданий

    ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе) (скачать)

    ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (методические рекомендации по формированию естественно-научной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе) (скачать)

    КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе) (скачать)

    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе) (скачать)

    ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ (методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе) (скачать)

    ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе) (скачать)

    Банки заданий по функциональной грамотности

    1. Банк заданий по функциональной грамотности (скачать)
    2. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы (скачать)
    3. Электронный банк заданий по финансовой грамотности (скачать)
    4. Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания (скачать)
    5. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности (скачать)
    6. Банк заданий по функциональной грамотности (скачать)
    7. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» (скачать)
    8. Открытые задания PISA (скачать)
    9. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ (скачать)
    10. Примеры тестовых заданий международного исследования PISA  (скачать)

    Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности

    1. Методические рекомендации СИПКРО для педагогов  по формированию функциональной грамотности (скачать)
    2. Методические рекомендации для учителей и родителей (скачать)
    3. Рекомендации по  формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы (скачать)
    4. Рекомендации по формированию читательской грамотности (скачать)
    5. Сборник информационных  материалов по формированию функциональной грамотности для учителя (скачать)
    6. Функциональная грамотность для педагога (скачать)

    Ф.И.О. должностного лица, ответственного за размещение на официальном сайте ОО материалов, связанных с формированием и оценкой функциональной грамотности учащихся: Андреева Олеся Викторовна, зам. директора по УВР.

    Телефон должностного лица, ответственного за размещение на официальном сайте ОО материалов, связанных с формированием и оценкой функциональной грамотности учащихся: 8-(842-2)-26-23-80.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie